На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

SектыBY

4 подписчика

Гипноз, НЛП и Свидетели Иеговы

Примечание редакции: Данная заметка выражает мнение её автора, а не коллективную позицию СРуБ. Некоторые участники СРуБ имеют иную, отличную от высказанной в заметке позицию.

В обществе широко распространено мнение, что попадание в секту почти целиком заслуга вербовщиков, применяющих специальные психологические технологии вроде гипноза и НЛП. А сами НЛП-специалисты с удовольствием подтверждают, что сектантские вербовщики используют техники из их арсенала. С другой стороны, когда наш журналист в материале о свидетелях Иеговы, обвиняемых в сожжении икон в Логойске, предположил, что пассивность хозяйки икон могла быть связана с измененным состоянием сознания, культисты отреагировали обвинением "сектоведов-фейкомётов" в оторванном от реальности фантазировании.

Оговоримся сразу, что в научных данных о культовой конверсии является давно установленным фактом, что успех вербовки зависит и от вербуемого. От его личностных особенностей, социально-психологического состояния, психологической подготовки и компетенции, образованности и осведомлённости в сфере гуманитарных знаний, мировоззренческих установок и т.п. и т.д. При этом один и тот же человек может быть практически недосягаем для одних вербовочных интервенций, но чрезвычайно уязвим для других. Также степень уязвимости одного и того же человека может различаться в разные периоды жизни. Например состояние усталости, стресса, сильных эмоциональных переживаний снижает степень социально-психологической защиты перед воздействием вербовщиков.

Вернёмся, однако, к Свидетелям Иеговы. Насколько действительно эффективна их проповедь и используют ли они в ней приёмы трансовой индукции и техники НЛП?

История "Общества Сторожевой башни" началась порядка 130 лет назад как раз с активных продаж собственных изданий. Книгоноши Общества ходили с сумками наперевес, пытаясь уговорить сограждан купить книги и журналы.

При этом можно было и оформить платную подписку, дававшую некоторым даже право голоса в ОСБ, соразмерное приобретенной через подписку доле в издательской бизнесс-корпорации. Об этом писал сам основатель ОСБ Чарльз Т. Рассел в брошюре "Разоблачённый заговор":

«…Это просто бизнес-ассоциация. Она была легализована в качестве корпорации штатом Пенсильвания и имеет право распоряжаться от своего имени собственностью так, как если бы это был отдельный человек. Она не имеет символа веры и вероучения.
Это просто благоприятное начинание по распространению истины. Любой человек, оформивший подписку на один и более экземпляров ежеквартальника «Старые богословские трактаты» (6 центов в год), считается активным членом Общества, но не имеющим при этом права голоса. Любой оформивший подписку размером в 10 и более долларов на «Старые богословские трактаты» или любой пожертвовавший 10 и более долларов в фонд Общества на распространение истины, является членом с правом голоса. При этом на каждые пожертвованные 10 долларов он или она получают по одному голосу…» (Russell, C.T. A Conspiracy Exsposed / C.T. Russell // Zion`s Wath Tower Extra Edition. 1984. — Apr. — 25. — Vil. 15:8. — 119 p. Цит. по: Мартинович В. А. «Разоблаченный заговор» как источник по истории, вероучению и методам работы свидетелей Иеговы // Сектоведение. Альманах. Том III / Глав. ред. Мартинович В. А. Жировичи: Изд-во МинДМ, 2013 — 146 с.)

Таким образом, с самого начала своего существования свидетели Иеговы развивают опыт активных продаж: опыт психологического воздействия. И, разумеется, с течением времени опыт проповеди совершенствуется.

С 1943 года при каждом собрании организуются "Школы Теократического Служения". Сперва в них обучали только мужчин, но с 1958 года - и женщин. Чтобы было понятно, что там изучается не только сама доктрина ОСБ, но и подходы к вербовке можно привести некоторые темы:

"Жестикуляция", "Страх (волнение) при выступлении", "Построение предложения", "Доказательства (аргументация)", "Опровержение аргументов противника..." и т.д.

Письменными пособиями стали журналы "Наше Царственное служение" (недавно переименован в "Священное служение") и книга "Руководство для Школы Теократического Служения".  В процессе обучения главный акцент делается на овладение способами завязать разговор на библейскую тему. Для этого рекомендуется, в частности, использовать заготовки из выпусков "НЦС", а также из книги "Как завести и продолжить разговор на библейскую тему". А в книге "РШТС" можно найти и такие главы:

"Затрагивать сердца слушателей",  "Успешное вступление", "Громкость голоса, паузы", "Повторение и жесты", " Подчеркивание темы и главных пунктов", " Контакт с аудиторией и как пользоваться записями", " Смысловое ударение и изменение интонации", "Воодушевление и сердечность в речи", "Подходящие наглядные примеры",  "Подходящее заключение и время изложения", "Умение владеть собой и внешний вид"...

В том же 1943 году для опытных культистов, имеющих возможность  "служить Иегове"  полновременно, открыта школа продвинутого обучения "Библейская школа Галаад", готовящая профессиональные миссионерские и руководящие кадры ОСБ для работы по всему миру.

Не смотря на публичные заверения, что "все Свидетели Иеговы - добровольные служители и у них нет оплачиваемого духовного сословия " ("Сторожевая Башня", 15.08.1994. - С.9), выпускники "Школы Галаад" в основном составляют то оплачиваемое сословие, жизнь которого обеспечивают своими пожертвованиями рядовые члены. Так, 12 сентября 1993 года в ходе выпускной программы 95 класса БШГ член Комитета типографии ОСБ Дин Сонгер в своём докладе сообщил, что "миссионеры Школы Галаад... освобождены от таких повседневных дел, как мирская работа, чтобы сосредоточиться на своем особом служении" ("Сторожевая Башня", 01.12.1993. - С.25). По собственным данным культа в 1995 году  более 6 500 выпускников этой школы  "посланы миссионерами в более чем 200 стран" ("Пробудитесь!", 8.02.1995. - С.14).

На базе программы БШГ разработаны сокращённые курсы при региональных Управленческих центрах ("вефилях") ОСБ: "Школа усовершенствованного служения", позже реформированная в "Библейскую школу для неженатых братьев". На них преподавали те же темы, но 2 месяца вместо 5. Относительно недолго просуществовала и "Школа для супружеских пар".  В настоящее время они заменены проектом "Школа для проповедников Царства" (School for Kingdom Evangelizers; первые перехваченные сектоведами внутренние письма о ней датированы 2013 годом). В неё принимаются также незамужние сёстры и пожилые люди в возрасте до 65 лет. При этом подчёркивается, что люди в возрасте от 50 до 65 лет, должны быть здоровы и финансово обеспечены с тем, чтобы не нуждаться в таковой помощи от ОСБ (письмо "Всем советам старейшин и районным надзирателям" от 2 июня 2014 года).

277961

Однако ни прежде, ни сейчас на обучении "успешным преподнесениям" не звучат специальные психологические термины. Воздействовать на психику человека, обходя барьеры социально-психологической защиты, культистов учат вслепую.

При анализе обучающих рекомендаций и практики самой проповеди свидетелей Иеговы оказывается, что наибольшую часть занимают методы внушения и манипулятивные приёмы. 

Методам трансовой индукции свидетелей Иеговы не обучают.

Тем не менее это не значит, что столкновение с проповедью свидетелей Иеговы не может ввести человека в изменённое состояние сознания. Так анализ ситуации, при которой были уничтожены иконы в упоминавшейся выше истории, выявляет факторы, которые делают развитие трансоподобного состояния вполне вероятным.

Так, мы имеем позднее время визита (22 часа) и женщину на хозяйстве с детьми. А это психофизиологическая усталость, при которой повышается внушаемость, увеличивается количество в единицу времени так называемых спонтанных микротрансов, снижается скорость обработки информации и объём внимания. На этом фоне перед физически и эмоционально уставшей женщиной появляются два бодрых эмоциональных суггестора. Понятно, что психических ресурсов для противостояния им у женщины нет (в таком состоянии она не справилась бы и с одним вербовщиком). Двое незнакомцев предлагают множество новой, неожиданной информации, требующей время и силы на критическое осмысление, в темпе, превышающем способность к психологически нормальной обрботке и демонстрируют кучу ярких изданий. Два человека и куча ярких книжек, тут же расходящихся по рукам детей, заинтересовавшихся картинками, — факторы перегрузки и рассеивания внимания. В итоге получаем трансовую индукцию методом когнитивно-сенсорной перегрузки. Это трансовая пассивность ("ничего не могла поделать") – по сути защитный механизм истощённой психики, не успевающей здраво реагировать на поток неожиданной информации и событий.

Подобную технику иногда осознанно применяют цыганки, когда окружают жертву и перегружают её восприятие через галдёж, яркую разноцветную одежду и краткие одновременные прикосновения к разным местам. Жертва застывает в бездействии и готова выполнить любое внушение.

Опытный суггестор может и в одиночку привести ничего не подозревающего прохожего в трансовое состояние и заставить сделать вещи, о которых тот пожалеет, придя в себя.

 

Тем не менее, сухая статистика говорит, что на сегодня такая эффективность проповеди свидетелей Иеговы скорее исключение, чем правило. Берём из "Ежегодника 2016" общее число часов проповеди в 2015 году (1933473727) делим на количество крещёных за год (260273). Получаем цифру 7428,6. То есть для вербовки одного нового члена ушло 7428 часов проповеди. Для сравнения в 1995 году эта цифра составляла 3398 часов. То есть эффективность вербовки за последние 20 лет снизилась в 2 раза! И дело не только в качестве "преподнесений", но и в ряде других факторов:

1. Передовые психологические технологии начали массово использовать и в других сферах жизни (в рекламе, пиар, политике и т.д.). А человеку свойственно со временем адаптироваться к новым условиям.

2. Эпоха открытых источников информации и глобальной информационной сети сделала невозможным скрывать неприглядные стороны культа. Она же позволяет потенциальной жертве сопоставить информацию, предоставленную вербовщиками, с источниками достоверных данных, что часто приводит к результату не в пользу ОСБ.

3. Выросло число разочарованных в ОСБ людей, покинувших организацию и участвующих в формировании негативного общественного мнения о ней.

4. Серия из десятков скандальных судебных процессов, связанных с педофилией, растлением малолетних, жестоким обращением и даже убийствами сделало непривлекательным образ ОСБ в общественном мнении.

5. Существуют социологические закономерности по которым один и тот же культ в одном и том же обществе может найти лишь определённую долю адептов и сочувствующих. Изоляционная политика ОСБ, их доктринальное неприятие "этой (=злой) системы вещей", антипатриотизм снижают способность культа занять значительную долю в открытом обществе даже потенциально. Требуется либо смена ведущих общественных ценностей на близкие к доктрине культа, либо реформа самого ОСБ.

Существуют и другие факторы снижения эффективности вербовщиков Свидетелей Иеговы.
Что касается НЛП, то в его терминах можно описать практически любое взаимодействие. Например, когда двое влюблённых, никогда ничего не слышавшие о нейро-лингвистическом программировании, общаются тет-а-тет мы можем наблюдать спонтанно и естественным образом возникшую "зеркальную" синхронизацию их дыхания, позы, движений. Однако комментируя ситуацию специалист по НЛП может заявить, что один из пары намеренно "отзеркаливает" другого, осознанно используя техники НЛП.

Вообще само НЛП является паранаучным коммерческим проектом. Ни одно из заявлений, которые можно отнести к уникальным открытиям самого НЛП, не получило научного подтверждения. А то, что действительно полезно и работает существовало в психотерапии и до его возникновения. Всё что сделали изобретатели НЛП — дали новые имена старым вещам (скажем, формирование условного рефлекса - «якорение») и всё это начали продавать при помощи передовых рекламных и пиар-стратегий как новый сверхэффективный коммуникационный продукт универсальной применимости.

Хитрость в том, что сторонники НЛП и не претендуют на то, что методы основаны на научно обоснованной теории. Однако утверждают, что создали работающую модель, превышающую по эффективности использовавшиеся до этого. Тем не менее, ни одно научное исследование не подтвердило и практическую эффективность.

Как резюмирует Википедия со ссылкой на источники:

"Научные обзоры показывают, что НЛП содержит ряд фактических ошибок и не даёт тех результатов, о которых заявляют сторонники данного направления. Критики обращают внимание не только на отсутствие достоверных экспериментальных подтверждений эффективности НЛП, но и на характерные псевдонаучные черты, присутствующие в концепциях данного направления, его названии и применяемой терминологии. Ряд исследователей, анализировавших факторы мошенничества в областях медицины, психологии и психиатрии, перечисляют НЛП среди наиболее дискредитированных терапевтических практик."

Поэтому применение техник НЛП также могло бы объяснить снижение эффективности проповеди свидетелей Иеговы. Однако мне не удалось найти достоверных свидетельств о том, что авторы их методической литературы находятся под осознанным влиянием концепции НЛП-воздействия. Те моменты, которые специалисты НЛП обозначили бы как их методы, на самом деле могут быть соотнесены с научными подходами к психологическому воздействию.

Например, ориентацию культистов на установление контакта исходя из ситуации и интересов адресата (увидев коляску, свидетель Иеговы может начать с разговора о детях, увидев иконы – похвалить за набожность) НЛП-мастер назвал бы использованием техники "пристройки".
Но куда с больше научной обоснованностью и концептуальной достоверностью эти же вещи можно интерпретировать в рамках концепции акмеологического воздействия как метод преодоления фильтра безопасности социально-психологической защиты личности, результатом которого является формирование общего "мы".

А постановка вопросов, обозначающих проблему, перед тем, как дать издание ОСБ на соответствующую тему, которое НЛП-мастер счёл бы переходом к "ведению", вполне может быть рассмотрена как метод преодоления фильтра интереса социально-психологической защиты личности.

Уверен, однако, что с отечественной концепцией акмеологического воздействия в штаб-квартире ОСБ не знакомы. Просто она отражает универсальные закономерности психологического взаимодействия, а потому любое из них может быть описано на языке данного обобщающего подхода.

На какой психологический подход в действительности ориентируются издатели методических инструкций культа сказать сходу затруднительно из-за намеренного дистанцирования от психологической терминологии. Но от самих текстов часто веет духом американского бихевиоризма. Вот, например, как свидетелей Иеговы учат использовать метод положительного подкрепления, не упоминая самого термина:

"Неподдельный интерес к людям, которых мы встречаем, поможет тебе затронуть их сердца, как это делал Иисус (Марка 6: 34). Этот интерес можно выразить теплой улыбкой, приветливостью, готовностью выслушать собеседника и приспособить к нему свои замечания, также интерес можно выразить вопросами, которые поощряют твоего собеседника высказаться и помогают тебе понять его точку зрения (1 Кор. 9: 19—23)”. (см. книгу: “Как завести и продолжить разговор на библейскую тему”)

При этом методическая литература по вербовке не просто обучает культиста воздействовать на других, но сама содержит инструменты суггестивного воздействия на адепта. Широко используются методы скрытого внушения, когда внушаемая фраза, которая, по-хорошему, сама нуждается в доказательствах, преподносится как несомненный факт, на основе которого развивается последующая мысль. Так внимание отвлекается от осмысления истинности первого внушения на оценку последующего тезиса. В итоге внушение "проглатывается без пережёвывания" и, будучи повторённым несколько раз в нескольких местах, превращается в подсознательную установку, определяющую в дальнейшем мышление и жизнь человека.

Например:

"Покажи, что Библия указывает на истинное разрешение человеческих проблем — справедливое небесное правительство для Земли. Она описывает будущее Земли и чудесную надежду на вечную жизнь в земном раю." (там же)

То, что Библия на всё перечисленное указывает тут преподнесено как неоспоримый факт (хотя многие христианские полемисты на основе Библии оспаривают доктринальные положения ОСБ о "земном рае"), а внимание отвлечено обсуждением того, что это нужно показать вербуемому. 

 

дежурный сектовед Олег Нагорный

Картина дня

наверх