На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

SектыBY

4 подписчика

Как малолетний сын сектоведа подсел на сектантство через мультфильм

 

[Фото носит иллюстративный характер.]

Задачка для практического сектоведа: как думаете, во сколько лет уместно обсудить с сыном медитацию?

На днях этот вопрос передо мной поставила жизнь. И оказалось, что ответил на него я неверно: в 5 лет профилактическая беседа запоздала.

А дело было так. Привожу сына в детсад.

Опоздали на зарядку, потому в группе только он и ещё один опоздавший. Мой сын заявляет: «Папа, ты иди, а я пока займусь медитацией». К такому горизонту познаний сына я не был готов. Но мало ли где услышал слово, и ещё неизвестно, что под ним понимает! Решил посмотреть. Нет, увы: сын садится в позу лотоса и закрывает глаза...

Ухожу домой в замешательстве: в саду в группе, вроде, увлекающихся неоориентализмом и йогой семей нет. В моём окружении вроде никто при сыне медитации не упоминал, свою сектоведческую работу стараюсь изолировать от ушей и глаз ребёнка.

После разговора с сыном выяснилось: реклама медитации как средства успокоения промелькнула в одном из мультфильмов. А ведь на уровне теории знал, что мультфильмы могут служить рассадником сектантских идей, поскольку их авторы не изолированы от культовой среды общества. А некоторые мультфильмы прямо заказываются сектантскими организациями (что характерно, например, для японских аниме). Знал, но «прошляпил»!

Позиция «нельзя, потому, что нельзя!» в таких случаях малоэффективна. Тем более с моим сыном, который всегда стремиться дойти до сути бесконечными: «А почему?». В конце концов, необоснованные запреты родителей дети нарушают втайне от них, либо возвращаются к их переосмыслению в пубертатном периоде. И тогда точно «нельзя, потому что нельзя!» выливается в подростковый бунт. Оно мне надо?!

В итоге использовал тактику присоединения к интересу сына. Максимально упрощённо рассказал ему о происхождении и религиозно-мировоззренческой подоплёке восточной медитации. Рассказал, что в нашей культуре есть свои медитации, которые называются техники релаксации (расслабления, отдыха). Разница в том, что на востоке люди хотели быстрее выбраться из круговорота перевоплощений (колеса сансары), из жизни. Поэтому их медитации направлены на остановку мышления, а медитативные позы перекрывают кроветок (благо сын увлекается строением тела человека и читает с мамой «Анатомический атлас»), да и суставы отсиживать вредно. А мы ценим жизнь. И наши медитации-релаксации направлены на то, чтобы человек отдохнул, набрался больше сил для жизни, чтобы органы тела и мозг лучше наполнялись кровью, чтобы мозг начал мыслить яснее...

Затем научил сына упрощенной схеме детско-подроскового варианта нервно-мышечной релаксации по Якобсону (Джекобсону)-Эверли, модифицированному для детей и подростков белорусскими специалистами И.М Желдаком и С.А. Игумновым.

Ниже даю ссылку на скачивание полного текста инструкции модифицированного варианта релаксации, если кому-то тоже понадобится. Но учтите, что он должен меняться в зависимости от ситуации. Дети, в отличие от взрослых, зачастую умеют быстрее расслабиться, и в этом случае вводная часть должна быть сокращена. К тому же до 6 лет контрольно-волевой центр ещё не созрел и ребенку трудно сосредоточиться надолго. Да, такая «медитация» (лат.: сосредоточение) будет иметь для дошкольников воспитательно-развивающий эффект. Но всё же, если пришлось проводить релаксацию с 5-6 летними, старайтесь максимально упростить и сократить инструкции и быстро переключать внимание. Пропускайте с дошкольниками все эти красочные описания «приятного тепла, покалываний, освежающей прохлады, психотерапевтические внушения (в пункте 6) и проч. Для них достаточно уметь сосредотачиваться на главных группах мышц и почувствовать разницу между их напряжением и расслаблением. Р

аботу с внутренними органами можно вообще пропустить (пункт 7). На выходе вместо затягивания повторным перечислением групп мышц, вернитесь к 2-3 глубоким вдохам-выдохам. И предложите посидеть в расслабленном состоянии столько, сколько сам ребенок захочет. Подозреваю, что большинство тут же сорвётся с места. Ибо для дошкольника опыт сидения на месте в течение нескольких минут с управляемым вниманием – это уже педагогический подвиг!

И ещё: если нет кресла с мягкими подлокотниками и подголовником, делается релаксация в позе кучера. Нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все мышцы. Голова при этом опускается на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расставлены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены — поза, характерная для извозчика, дремлющего в ожидании седока. (Конечно, можно расслабляться и лёжа. Но и текст тогда должен быть соответственно модифицирован.)

Перед началом для малых детей будет уместно рассказать об основных группах мышц и показать работу мышц-антагонистов (сгибателей-разгибателей). В моём случае жена уже прошла с сыном тему опорно-двигательного аппарата по «Анатомическому атласу».

Инструкция релаксации.

Олег Нагорный

P.S. Видео: сын «читает» анатомический атлас, не дождавшись заплутавшую на кухне маму (которая тайно снимает из-за ширмы).

 

наверх