На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

SектыBY

4 подписчика

Почему сектанты такие «упёртые»?

 

Чем больше занимаюсь практическим сектоведением , тем больше убеждаюсь, что в самоназвании человеческого вида эпитет sapiens самоутешение, а не истина. Человеку далёкому от темы кажется, что сектантство – это просто рациональное заблуждение. И стоит только показать логическую недостоверность учения, как человек сразу очнётся и покинет культ.

Но у практиков есть другая присказка: «Легко доказать сектанту, что он не прав. Но очень сложно убедить его в этом».

Вот недавний пример, когда сами культисты (клиентурный культ «Путь человека» Генадия Гивина) случайно поймали своего гуру на противоречивости и нелепости учения: с одной стороны культ декларирует бессчётное количество этапов духовной эволюции человека, а с другой заявляет, что уже на этом этапе человек фактически исчезает, осознав иллюзорность своего существования и полностью растворившись в безликой Божественной силе (см. видео примерно с 18.00 до 18.45).

 


Совершенно очевидно, что «пробуждённый учитель» не знает как достоверно выкрутиться. И, конечно, перекладывает невозможность ответа с себя на учеников: мол, это не я несу несвязную околесицу, это вы ещё не способны вместить мой ответ; да и вообще отключите разум – высшее познаётся за пределами разума. Смех на видео – психологическая защитная реакция при возникшей неловкой ситуации. Готов поспорить, что практически все смеявшиеся намертво ухватились за неуклюжую попытку гуру выползти из «лужи» и готовы защищать противоречивые культовые догмы с ещё большим остервенением, чем до того, как видели Учителя «прижатым к стене».

На примере пророческих культов уже много раз доказана закономерность: когда предсказание не сбывается, лишь небольшая часть покидает культ разочаровавшись. Большинство рационализирует ситуацию так, чтобы найти оправдание несбывшемуся пророчеству без ущерба репутации культа. Например, «уточняет» дату пророчества, отодвигая её на будущее, а затем с удвоенной силой начинает убеждать окружающих в новом учении.

Научно можно по-разному объяснять это явление: через старую добрую «теорию когнитивного диссонанса» Фестингера, через теорию конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, через анализ молярной организации поведения и познания вслед за Кречем и Крачфилдом, через перцептивную интеграцию на основе обстоятельств вслед за Ашем или в рамках других социально-психологических подходов. Я никогда не убеждаю клиентов в предельной истинности какого бы то ни было из предложенных объяснений. Но на бытовом уровне можно легко понять, что чем больше сил, времени, финансов, «души» ты вложил во что-то, тем сложнее признать негодность своего выбора. И каждому из нас неприятно чувствовать себя обманутым дураком. А есть ещё фактор группового давления: очень сложно честно высказать своё несогласие там, где вся группа придерживается определённого мнения. На фоне общегруппового единства по вопросу сомнения делают тебя «ненормальным».

Лишь самые честные и мужественные легко признают свои ошибки. Большинство приложит все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы оправдать ошибку.

Поэтому когда родные и близкие пытаются спорить с сектантом, они только питают силу накипающего у него внутри сопротивления критике и желание во что бы то ни стало доказать другим (а подсознательно — самому себе) оправданность сделанного выбора.

Сектантские сообщества также готовят человека к внешней критике. Обычно внешний мир подаётся как находящийся во власти злых сил, которые сопротивляются свету, исходящему от культа. Поэтому критика культа внешними в восприятии адепта лишний раз подтверждает, что учение не обманывает: оно предсказывало сопротивление «тёмного царства» «лучу света» – так оно и выходит!

Но не всё настолько безнадёжно. Например, группа последователей Миллера только крепла, пережив 2 неверных предсказания о конце мира, однако после третьего не сбывшего Пришествия Христа распалась. То есть у каждой сектантской группы всё-таки есть некий предел, за рамками которого она уже не способна «амортизировать», рационализировать и редуцировать критику. (Такой предел есть и у каждого отдельного культиста.)

С другой стороны те лица, которые встречали предсказанные событие не с группой единомышленников, а, например, дома, разочаровывались в культе уже после первой неудачи. То есть социальная изоляция от группового давления также способствует возвращению трезвого взгляда на вещи.

Также известны и другие психологические и социально-психологические закономерности, которые специалист может использовать (или научить использовать), чтобы помочь человеку покинуть деструктивный культ.

А родным и близким культистов до обращения к специалисту рекомендация: постарайтесь просто сохранить максимально добрые человеческие отношения. Не давите критикой – вам всё равно не хватит компетентности, осведомлённости и мастерства, чтобы разочаровать в культе, зато вы поможете культу разочаровать вашего близкого в себе.

Картина дня

наверх